Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Память и боль белорусской земли

видеоролик «Беларусь помнит»  >>>>>

Июнь 1941-го года: маршрутом памяти и славы 

За каждым памятником и строкой на обелиске стоят события и люди. Не случайно Беларусь называют живым символом Победы. А живым он будет до тех пор, пока мы будем верны памяти о великом свершении. Пинск - город истинных патриотов. А Беларусь - героическая!

Начало Великой Отечественной войны находит отражение в памятниках и мемориальный досках: события и люди той трагической и вместе с тем героической поры остаются с нами. Со временем таких мест становится больше.

   Что напоминает в Пинске о грозе 41-го года?

   Наш город называют колыбелью партизанского движения: организаторы и участники первого в стране партизанского отряда навечно вписали Пинск в летопись Победы. Центральным монументом, отражающим дух всенародной борьбы и непримиримости к захватчикам, стал памятник Партизанской Полесья. Вместе с поляной партизанской славы он был открыт в 2002 году. Это был общегородской проект, инициированный ветеранами партизанского движения и поддержанный Президентом Беларуси Александром Лукашенко.

День 22 июня 1941 года, обещавший быть мирным, стал днем прихода страшной беды. Утром вражеские самолеты «утюжили» военный аэродром под Пинском, а в 9 часов 56 минут (так указано в журнале боевых действий Западного фронта) совершили авианалет на город. Неприятель атаковал судоремонтный завод, обеспечивающий техническое обслуживание Пинской военной флотилии и речному пароходству. Пролилась первая кровь: несколько человек были ранены, погиб молодой рабочий Дмитрий Павликовский – его имя увековечено на мемориальной доске у проходной судостроительно-судоремонтного завода.

Пинск застыл в ужасе от первой бомбежки. Горожане не знали, что за три часа до этого сумевшие взлететь наши краснозвездные бомбардировщики нанесли удар по переправам немецких войск через Буг у местечка мельники. Несколько самолетов выполняли задание в районе Пружан, где уже находились противник. Но, увы. Назад вернулись единицы.

К этому времени базовый аэродром возле деревни Жабчицы на этом месте находится памятный знак. На рассвете 22 июня 1941 гожа здесь подверглись нападению люфтваффе экипажи и самолеты 39-го бомбардировочного авиационного полка 10-й смешанной авиадивизии и 46-й разведывательной эскадрильи Пинской военной флотилии. С описания этого момента начинаются многие рассказы и воспоминания очевидцев о при ходе войны на Пинщину. Непременно упоминается бой сумевшего подняться в небо советского истребителя с превосходящими силами противника.

Аэродром подвергся четырем ударам врага, участь разведывательной эскадрильи оказалась печальной. Еще три дня продолжал действовать полк легких бомбардировщиков. Осенью 1941 года его экипажи воевали под Москвой, и только тогда, когда остался один самолет, отряд направили на переформирование. Впоследствии авиаполк участвовал в освобождении Украины, громил врага в небе Венгрии, Германии, стоял на страже рубежей Советского союза.

На подъезде к столице Полесья со стороны Ивацевичей установлен знак, который напоминает о партизанской славе Пинщины. Он был открыт 35 лет тому назад. Надпись гласит: «28 июня 1941 года на дороге Пинск-Логишин партизанский отряд В. Коржа принял первый бой с фашистскими захватчиками». С тех пор принято считать, что та доблестная атака произошла где-то неподалёку. На самом деле боестолкновение с отрядом с отрядом моторизированной немецкой разведки случилось севернее – у развилки дорог на Поречье и Синин в районе Рябого моста. Второе сражение – 4 июля в заполье с вражеской кавалерией. Памятный знак, весьма красноречиво называемый в народе «Взрыв», оказался посреди этих географических пунктов. Вероятно, для выбора его месторасположения сыграло и то обязательство, что рядом находятся «олимпийское» шоссе и большая дорожная развязка – значит, памятный знак будет на виду.

Историческое значение происходившего в те дни заключается в том,что вооруженное сопротивление захватчикам оказала группа людей, не являвшаяся военным подразделением. Партизаны увидели спины отступающих немцев. Это была маленькая победа, но из искры разгорелось пламя народной войны с оккупантами. К июлю 44-ого в тылу врага действовал целый фронт.

«В здание обкома комсомола привезли винтовки из старых запасов, ещё 1-й мировой войны, в смазке, без ремней. Винтовки Мосина выпуска 1896 года. Выдали по 90 патронов. Кому досталось по гранате РГБ. Обещали привезти пару ручных пулеметов, но так и не привезли. Несколько дней бойцы отряда несли охрану вокзала, типографии, почты и других объектов. 26 июня Корж, Сысоева, и Гимельштейн вызывали бойцов поодиночке на беседу. Объясняли, то придется действовать в сложных условиях, воевать за линией фронта. Каждый сдал свои документы – паспорт, партбилет, комсомольский и военный билеты. С этого дня Корж называл нас «мои партизаны».

Из воспоминания участника отряда Э.Б. Нордмана, генерал-майора КГБ,

Почетного гражданина г. Пинска

Сохранился старейший обелиск, воздвигнутый в честь первого партизанского боя, с памятной надписью. Он был установлен через пятнадцать лет после окончания войны на кладбище д. Галево со стороны дороги. Сейчас этот памятник малозаметен и вызывает интерес у краеведов тем, что там указано: первый партизанский бой состоялся 4 июля, а не 28 июня, как чаще всего теперь говорят.

В пригородной деревне Крайновичи, которая со временем стала частью Пинска, сельчане сохранили место на кладбище, где покоится прах воина Красной Армии, погибшего в начале войны. О нем ничего не известно. Комсомольцы производственного объединения кузнечно-прессовых и литейных автоматических линий благоустроили погребение. Могила неизвестного солдата не осталась забытой. Сейчас эстафету памяти продолжают пионеры СШ № 17 и горком БРСМ.

При обновлении мемориальной доски на участке воинских захоронений кладбища по улице Спокойной вышла иная история: стали известны новые фамилии погибших в июне 1941 года защитников, о места погребения их не установлены. Так, в горисполком обратился Николай Левда из Воронежа, который узнал, что его дед Николай Васильевич Доля убит в Пинске в самом начале войны. Далее выяснилось: инструктор по физподготовке управления НКВД Н. В. Доля действительно погиб при налете вражеской авиации 22 июня 1941 года. При трагических обстоятельствах застрелен матрос Николай Жила, не стало рядовых Григория Денисова, Ивана Кошцова. Таким образом, центральный памятник – скорбящий солдат, держащий приспущенное знамя, - первоначально находившийся на Братской могиле в парке, а после обустройства мемориала в 60-е годы перенесенный на воинские захоронения, стал для них символическим местом погребения.

Пинский кенотаф можно пополнить именами погибшего в бою 4 июля участника первого партизанского отряда Сергея Корнилова, без вести пропавшего в тылу врага руководителя Пинского подпольного обкома партии Петра Шаповалова. Впрочем, их фамилии вместе с именами других партийных, советских и комсомольских работников, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками указаны на мемориальной доске, размещенной на здании по улице В. Хоружей, где находился горком партии.

В 2015 году к 75-летию начала Великой Отечественной войны в Пинске появилось несколько новых памятных мест: мемориальная доска в честь героических действий сотрудников милиции в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, в медицинском колледже создан мемориальный стенд, посвященный женщинам – военным медикам, призванным в Красную Армию пинским военкоматом в начале войны. Была увековечена память сотрудников госбезопасности, особо отличившихся при обороне города летом 1941 года. С начала войны до 4 июля в Пинске оставалась Советская власть, и чекисты были среди тех, кто поддерживал порядок, а затем вступил в сражение с врагом. Однако в силу специфики деятельность службы об этом долгое время не принято было говорить.

Увековечить память семи сотрудников органов госбезопасности удалось благодаря архивно-исследовательской работе, проведенной горисполкомом совместно с межрайонным отделом УКГБ. Причем шестеро из списка – лейтенанты Матвей Квинтрадзе, Виктор Сирго, сержанты Иван Орлов, Константин Ткаченко, Михаил Шелудько, Григорий Шкодов – уже 6 августа 1941 года были представлены к правительственным наградам как особо отличившиеся в боях против немецко-фашистских захватчиков. Офицер   госбезопасности Егор Панфилов, начальник оперативного пункта НКГБ на железнодорожной станции Пинск, погиб, защищая город, но где и при каких обстоятельствах – неизвестно, как и место его захоронения.

На здании ГОВД находится мемориальная доска в честь о героических действиях сотрудников милиции в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в самом начале Великой Отечественной войны. Речь идет о созданных тогда истребительных батальонах для охраны предприятий и учреждений и выполнения задач по оперативно-служебной деятельности в случае приближения противника, как это произошло в нашем городе. Командиром пинского истребительного батальона стал начальник паспортного отдела управления рабоче-крестьянской милиции области старший лейтенант Петр Казаков. Встретили врага и воины дислоцировавшейся в Пинске 6-й роты 2-го стрелкового батальона 23-го мотострелкового полка войск НКВД. Командовал ротой лейтенант Андрей Матвиенко, один из членов совета обороны города. Эти люди вступили на защиту Отечества в первые дни войны и сражались плечом к плечу с группой гражданских лиц, положившей начало партизанскому движению на Пинщине. В августе 41-го П.Казаков и А.Матвиенко были отмечены военными орденами, а ведь тогда награждали не часто.

Пинский вестник от 18.06.2021 г.

Вячеслав Ильенков

В Пинском районе почтили память жертв 35 сожжённых деревень

20 марта 2021 года прошел митинг-реквием, посвященный жертвам сожженных в годы Великой Отечественной войны деревень Беларуси.

В деревне Дубновичи у памятного знака сожженной деревни собрались узники фашизма, местные жители, представители исполнительной власти, депутатского корпуса, общественных организаций, политических партий, духовенства, школьники из окрестных школ.

К памятному знаку ребята установили 35 зажженных лампадок, по числу деревень, уничтоженных гитлеровцами и их пособниками в Пинском районе в годы Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны с 1943 по июль 1944 года в Пинском районе фашистами и пособниками были полностью или частично сожжены 35 деревень – Бокиничи, Бобрик, Велесница, Вуйвичи, Вулька Лавская, Большие Дворцы, Велятичи, Городище, Гривковичи, Доброславка, Домашицы, Дубое, Жабчицы, Жолкино, Изин и другие. Всего немецко-фашистскими оккупантами сожжено 4450 дворов, уничтожено 2514 жителей.

В феврале 1943 года через деревню Дубновичи прошло партизанское соединение Сидора Артёмовича Ковпака численностью около 3 тысяч человек, двигаясь из Брянских лесов в Закарпатье. Партизаны прорывались с боями через Парохонск, Селище, Молодельчицы в сторону деревни Ласицк. Реки Бобрик и Припять форсировали по льду. Проводником народных мстителей на участке от Дубнович до Ласицка был житель деревни Дубновичи – Пилевич Александр Карпович.

Через два дня после прохода партизан, рано утром, Дубновичи окружили каратели, начали поджигать дома и стрелять зажигательными пулями. Часть жителей смогла вырваться из окружения и скрыться в лесу. Южную и центральную часть деревни фашисты сожгли до тла.

Второй раз каратели нагрянули в Дубновичи весной, на Пасху. Собрали людей в центре деревни, выстроили в колонну и под охраной направили на станцию Парохонск для отправки в Германию. Жилища сельчан сожгли полностью. Деревня, в которой до войны проживало более 900 человек, превратилась в чёрную безжизненную пустыню.
С февраля по апрель 1943 года во время карательных операций в д.Дубновчи фашистами было расстреляно 23 мирных жителя.

Памятный знак сожженной деревни Дубновичи открыт 9 мая 2014 года. Инициатором установки мемориального знака является председатель Сошненского сельисполкома Ребковец Янина Павловна. Сегодня в деревне Дубновичи проживает 18 узников фашизма.

Разделы сайта