Как работать с печатными изданиями
Читать книги или работать с ними? Вы вправе задать такой вопрос. И у нас есть на него ответ.
Ведь чтение – это труд. Для многих радостный, поднимающий настроение, приносящий удовольствие. Труд, связанный с познанием. А это ли не одно из самых тонких наслаждений!? Чтение можно представить как расшифровку специальных графических символов (букв, знаков препинания, цифр, нотных знаков) с целью извлечения понятных значений из их комбинаций. То есть выражения «чтение литературы» и «работа с литературой» отчасти синонимичны. Но только отчасти.
Всё зависит от цели нашей деятельности. Если мы сняли с полки новую книжку любимого Кира Булычёва в предвкушении почти участия в космических приключениях героев, то нам и в голову не придёт подумать, что мы сейчас будем работать. Но эту же книгу мы можем взять в руки для того, чтобы написать на неё аннотацию, или отзыв о ней, или чтобы найти из неё цитату для эпиграфа к сочинению о любимом писателе. И тогда с полным правом мы можем говорить о работе с книгой.
И всё-таки выражение «читать книгу» чаще всего используют по отношению к произведениям художественной литературы. О «работе с книгой» говорят, когда речь идёт о научных, научно-популярных, справочных, энциклопедических, официальных изданиях. Согласитесь, что немного есть любителей читать, например, тома «Исторической энциклопедии» или «Англо-русский словарь». В изданиях такого рода разыскивают или уточняют информацию, наводят справки. Чтение же художественной литературы – предмет особый, тонкий.
О задачах чтения
Беря в руки любое печатное издание, полезно заранее знать, чего мы хотим. Возможны такие, например, варианты задач:
· ознакомление с конкретным изданием;
· ознакомление с конкретным автором (с помощьюпредисловия, послесловия, комментариев в книге);
· начальное знакомство с темой, проблемой;
· поиски ответа на конкретный вопрос.
Для решения разных задач мы будем выбирать наиболее подходящий способ чтения, критерии оценки прочитанного, приёмы переработки и фиксации информации. Иногда этот выбор происходит на интуитивном уровне. Но, конечно, никому не помешает ни осмысление своего собственного читательского опыта, ни знакомство с обобщённым опытом других людей. Вот этот систематизированный обобщённый опыт мы и постараемся здесь изложить.
О способах чтения
Ни одно новое слово (т.е. маленькое или большое открытие) в любой области человеческой деятельности не обходится без освоения предыдущего опыта, уже накопленных человечеством знаний. Для освоения этой необъятной информации изобретены специальные технологии. Их задача – оптимизировать, т.е. сделать возможно более результативными и экономными, процессы поиска источников информации, отбора необходимой информации и её переработки.
Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами. Но человек изобрёл и специальные средства фиксации и передачи особо значимой информации. Прежде всего, это различные носители. В данном случае мы будем рассматривать издавна используемые, достаточно универсальные и в принципе широко доступные носители информации – печатные источники: книги, журналы, газеты.
Способов работы с печатными источниками существует очень много. От беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же способ использовать в каждом конкретном случае?
В зависимости от той задачи, которую вы сами себе поставили на данном этапе подготовки учебного задания или, например, составления реферата, можно выбрать соответствующий режим чтения.
Перечень основных используемых режимов (или способов) ознакомления с печатным источником:
Углублённое чтение
Этот способ предполагает внимательное (иногда и неоднократное) прочтение материала. Применяется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинно-следственные связи описываемых событий или явлений. Освоение информации с использованием этого режима часто проходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию.
Параллельное чтение
При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживаются разных точек зрения по занимающему вас вопросу. Вам придётся проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее предпочтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.
Выборочное чтение
Предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями, либо при просмотре текста.
Чтение-просмотр
Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй. Этот способ позволяет при надлежащем внимании и сосредоточенности за короткий промежуток времени оценить целесообразность более детального изучения этой книги или сразу выбрать нужный материал.
Сканирование
Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имён, дат, статистических данных, фактов. Развитая зрительная память даёт возможность при взгляде на страницу текста мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п.
разгарнуць » / « згарнуць