Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

26.04.2018

28 апреля Всемирный день охраны труда

С 2003 года 28 апреля МОТ отмечает Всемирный день охраны труда. Это глобальная информационно-пропагандистская кампания имеет целью сосредоточить внимание международного сообщества на новые тенденции в области безопасности и гигиены труда и повышению осведомленности о величине связанных с работой травм, заболеваний и гибели людей по всему миру.
Ежегодное празднование Всемирного дня охраны труда на рабочих местах является неотъемлемой частью глобальной стратегии по безопасности и гигиене труда в МОТ для содействия глобальной профилактике в области безопасности и гигиены труда. Всемирный день охраны труда также является ключевым элементом программы МОТ по безопасности и гигиене труда и окружающей среды, безопасному труду.

Охрана труда: молодые работники особенно уязвимы — тема Всемирного дня охраны труда в 2018 году (оригинал —Generation Safe & Healthy).

В этом году Всемирный день охраны труда (SafeDay) и Всемирный день борьбы с детским трудом (WDACL) объединяются в рамках совместной кампании по повышению безопасности и здоровья молодых работников и прекращению детского труда.

Кампания направлена на ускорение действий по достижению показателя 8.8 целей в области устойчивого развития — защита трудовых прав и содействие созданию безопасных условий труда для всех работников, включая трудящихся-мигрантов к 2030 году, а также показателя 8.7 — прекращение всех форм детского труда к 2025 году. Достижение этих целей в интересах подрастающего поколения требует согласованного и комплексного подхода к искоренению детского труда и поощрения культуры предотвращения травматизма и заболеваний, связанных с охраной труда.

541 миллион молодых работников (от 15 до 24 лет) составляют более 15 процентов рабочей силы в мире, среди них 37 миллионов — детский труд. Уровень травматизма молодых работников на 40 процентов больше чем у взрослых (старше 25 лет).

Многие факторы могут повысить риски молодых работников в области охраны труда, например, их физическая и психологическая стадия развития, отсутствие опыта работы и отсутствие обучения, ограниченная осведомленность о связанных с работой опасностях и отсутствие способности к переговорам, которые могут привести молодых работников к выполнению опасных работ или к работам на рабочих местах с плохими условиями труда.

Всемирный день охраны труда в 2018 году подчеркивает важность решения вышеозначенных проблем, повышения безопасности и здоровья молодых работников, с целью не только поощрения достойной занятости молодежи, но и для увязки этих усилий по борьбе со всеми видами детского труда.

13 апреля 2018 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 286 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 и от 30 июня 2014 г. № 637». Данным постановлением внесены изменения и дополнения в Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (далее – Правила).

При подготовке документа учтены изменения, происшедшие в законодательстве, сложившаяся в республике практика проведения расследований несчастных случаев на производстве (далее – несчастный случай) и профессиональных заболеваний, а также судебная практика рассмотрения разногласий по данным вопросам.

К основным изменениям можно отнести следующие.

1. Установлено, что несчастные случи, происшедшие с работниками-гражданами Республики Беларусь при следовании их к месту служебной командировки и обратно по территории государств – участников СНГ, подлежат расследованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, т.е. Правилами. Это вызвано тем, что Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, подписанным главами правительств стран Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 г., данный вопрос не урегулирован.

2. Уточнены особенности проведения расследования несчастного случая, когда страхователем работающего является физическое лицо.

Так, например, согласно пункту 7 Правил о каждом несчастном случае на производстве потерпевший (при возможности), другие работающие немедленно сообщают должностному лицу организации, страхователя. Очевидно, что у страхователя – физического лица не может быть в подчинении должностных лиц, в связи с чем в новой редакции Правил установлена обязанность потерпевшего либо свидетеля травмирования сообщать о происшествии непосредственно страхователю – физическому лицу. С этой целью вносятся соответствующие изменения в пункты 8, 24, 29, 45, 50 и 53 Правил.

3. Также определены обязанности организации, не являющейся страхователем потерпевшего, на территории которой произошел несчастный случай, по организации его расследования (ранее такие обязанности Правилами были установлены только для страхователей).

Значительная часть несчастных случаев происходит на территории организаций, не являющихся страхователем потерпевшего, куда он был направлен для выполнения задания страхователя. В подобной ситуации большинство действий расследования проводится непосредственно на территории такой организации: обследование состояния условий и охраны труда на месте происшествия несчастного случая, фотографирование места происшествия несчастного случая, поврежденного объекта, составление схем, эскизов, опрос потерпевших (по возможности), свидетелей, должностных и иных лиц, изучение необходимых документов.

Вместе с тем, ранее пунктом 11 Правил регламентированы только обязанности страхователя по обеспечению проведения расследования несчастного случая. В этой связи в действующей редакции пункта 11 Правил установлены аналогичные со страхователем обязанности и для организации, на территории которой произошел несчастный случай.

4. С учетом сложившейся практики в пункте 16 Правил расширен круг лиц, имеющих право принимать участие в расследовании несчастного случая или профессионального заболевания в случае гибели потерпевшего, знакомиться у страхователя с документами расследования несчастного случая, профессионального заболевания, а также получать от него копии этих документов, за счет включения в него супруга (супруги) погибшей (погибшего).

5. Правила дополнены пунктом 251, которым определено, что если в ходе расследования установлено, что несчастный случай не подпадает под действие Правил, то результаты расследования оформляются страхователем актом служебного расследования произвольной формы. Ранее, порядок оформления результатов расследования подобных случаев не был урегулирован Правилами.

6. Изменены сроки проведения специальных расследований несчастных случаев и оформления их результатов. Кроме того, установлены обстоятельства, при которых Департамент может вместо проведения специального расследования делегировать страхователю право самостоятельного проведения расследования группового несчастного случая (ранее это допускалось только в отношении несчастных случаев, приведших к тяжелой производственной травме, либо со смертельным исходом). Также конкретизирован порядок назначения экспертиз при проведении специальных расследований.

7. Установлен одногодичный срок на обжалование заключения государственного инспектора труда Департамента о несчастном случае во внесудебном порядке (у вышестоящих должностных лиц Департамента), тогда как ранее этот срок составлял три года.

8. Внесены также изменения в порядок установления профессионального характера хронических заболеваний. Ранее профессиональный характер хронических профессиональных заболеваний мог устанавливаться медико-экспертной комиссией (далее – МЭК) республиканского и врачебно-консультационными комиссиями (далее – ВКК) областных центров профессиональной патологии, областных и городских кожно-венерологических диспансеров, а также ВКК других организаций здравоохранения, где имеется врач-профпатолог. Теперь этим правом наделены только МЭК, при этом разработка положения о МЭК и утверждение ее состава возложено на Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Изменены порядок и сроки обмена информацией, необходимой для расследования профессионального заболевания, между организациями здравоохранения.

Закреплена норма, что заключение МЭК может быть обжаловано пациентом (лицом, представляющим его интересы), страхователем и страховщиком только в суде.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 апреля 2018 г. № 286 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 и от 30 июня 2014 г. № 637» вступило в силу с 19 апреля 2018 г.

Источник: сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Разделы сайта