«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Исследования учёных убедительно свидетельствуют, что знания, полученные путём выучивания (заучивания), существенно уступают по прочности знаниям, полученным в ходе самостоятельного учебно-исследовательского поиска, в ходе собственных интеллектуальных и творческих усилий. Ведь всем известно и давно не секрет, что в основе успешного усвоения учебного материала лежит познавательный интерес.
Усилиями педагогов в школе создана система организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, т.е. организации процесса образования, в котором приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребёнка.
Младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, основы многих психических процессов личности закладываются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание в учреждениях образования района направленно на выявление резервов развития учащихся начальных классов. Именно в начальной школе наблюдается всплеск исследовательской активности, младшие школьники относятся к миру как к тайне, загадке, которую нужно непременно разгадать. Чтобы сделать исследования детей стройными, систематизированными и грамотными, исследовательская деятельность активно включается в образовательный процесс.
Учитывая, ту особенность детской природы, что ученику младшего школьного возраста довольно трудно долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, работать в одном направлении, исследовательская деятельность на первой ступени общего среднего образования в учреждениях образования района организуется через коллективную творческую деятельность в форме проектов, в том числе и с участием родителей. Младшие школьники, работая коллективно, в группах, взаимно мотивируют друг друга на работу, исходя из своих интересов, решают вместе с педагогами исследовательские задачи, включаясь в реальную деятельность, овладевают новыми знаниями, результаты своей деятельности в виде творческого продукта презентуют как на уровне своих учреждений образования, так и на районном уровне.
3 и 4 апреля 2013 года в нашей школе прошла учебно-практическая конференция младших школьников «Я - исследователь», в которой приняли участие более 30младших школьников. Самыми активными участниками стали учащиеся 3 «А», 3 «Г» , 3 «Е», 3 «Ж» классов, которые представили по несколько исследовательских проектов.
Темы проектно-исследовательских работ, представленных на конкурс в этом году, очень интересны и разнообразны.
Класс | Название проекта | «Исследователи» | Руководитель |
3 «А» | Лечебные свойства комнатных растений или Лечимся вкусно | Лебедевская София Шкута Максим | Богдан Л.И. |
3 «Б» | Зачем ежу яблоки? | Фонобрович Никита | Павлюкович Н.В. |
3 «В» | Бумага | Якимович Ирина Лира Анастасия Антоник Варвара | Колядич Ж.И. |
3 «Г» | Белорусские традиции и обряды | Кобец Михаил | Ратынская Ж.А. |
3 «Г» | Бумага своими руками | Лосич Ариана | Ратынская Ж.А. |
3 «Г» | Вода – основа жизни на земле | Поживилко Владислава | Ратынская Ж.А. |
3 «Г» | Ценные и полезные свойства меда | Родак Кириана | Ратынская Ж.А. |
3 «Г» | Лимон-волшебник | Шпаковский Даниил Луцевич Анастасия | Ратынская Ж.А. |
3 «Д» | Разведение аквариумных рыб в домашних условиях | Пинчук Яна | Есько Л.К. |
3 «Е» | Выращивание кораллов | Андрейчук Владлена | Корнейчук И.З. |
3 «Е» | Здоровый образ жизни школьника | Коховец Мария | Корнейчук И.З. |
3«Ж» | Как к нам пришли корабли | Борисевич Данила | Мелеховец Н.И. |
3«Ж» | А для чего нам спорт? | Котковец Максим | Мелеховец Н.И. |
4 «А» | Шоколад: вред или польза | Жук Анастасия Светляк Ангелина | Вироха Т.С. |
4 «Б» | Целебные соты | Лозицкая Анна Титова Руслана | Саковская Е.И. |
4 «В» | Крахмал: свойства и применение | Пилипович Дмитрий Волошина Юлия Запрудский Егор | Дрозд В.В. |
4 «Г» | Закаливание | Салейчук Дарья | Касперович А.Л. |
4 «Д» | Пасха | Зубко Кристина Ступакова Ксения Пацовская Ульяна | Молчан Е.В. |
4 «Е» | Белое здоровье или Почему надо пить молоко | Вакульчик Анастасия | Маркевич С.Р. |
4«Ж» | Жевательная резинка: польза и вред | Уласовец Ангелина Кирилко Карина | Кравец Т.П. |
Исследовательские проекты ребят
3 «Г» класса «Лимон – волшебник» (руководитель Ратынская Ж.А.),
3 «Ж» класса «Как к нам пришли корабли» (руководитель Мелеховец Н.И.),
4 «Д» класса «Пасха» (руководитель Молчан Е.В.)
будут представлены на городской учебно-практической конференции
«Я – исследователь».
Желаем удачи!
Таким образом, школьная учебно-практическая конференция младших школьников «Я - исследователь» была содержательной, интересной и, самое главное, полезной для всех её участников.
Работа по организации проектно-исследовательской работы младших школьников даёт возможность:
· получения субъективно новых для учащихся знаний,
· организации увлекательного обучения,
· обучения новым способам учебной деятельности,
· повышения познавательной активности учащихся младшего школьного возраста на уроке,
· формирования исследовательских умений,
· развития исследовательского типа мышления,
· развития творческих способностей и реализация творческого потенциала учащихся,
· развития потенциальных способностей каждого ребёнка,
· формирования успешности учения младших школьников,
· формирования познавательных мотивов и др.
Пусть исследовательская деятельность младших школьников многими воспринимается как забавное, игровое обучение, однако при этом в своей работе мы учитываем, что это академическая игра, соответствующая принципам дидактики, теоретическим положениям возрастной психологии, в процессе которой проявляются первые качества исследователя.
Чтобы ребёнок хотел развивать свои способности, ему нужна помощь доброго и умного учителя, который заметит, поддержит, поможет, посоветует; важна тёплая творческая атмосфера в коллективе, доверие и взаимопонимание взрослых и детей; целенаправленное сотрудничество педагогов, психолога, родителей и администрации. А значит, уважаемые коллеги, всё зависит от нас!