Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Детство. опалённое войной

                Урок-рэквием: «Детство, опалённое войной»

 

Цели и задачи: 1. донести до учащихся правду о войне, о суровых испытаниях, выпавших на долю советских людей в 40-е гг.

2. использовать документы, воспоминания, фотоматериалы и звукозаписи для создания эмоционально- взволнованной атмосферы и усиления воспитательного воздействия рассматриваемой темы

3.на примере искалеченных детских судеб, показать ребятам трагизм военного времени, вызывать стремление к добру, миру и справедливости

 

Оборудование классного часа: Звукозапись «Священная война», «Лунная соната» Бетховена, фрагменты видеофильма «Великая Отечественная война», презентация  

 

                                        Ход:

1: Ежегодно, вот уже в 65 –ый раз, 9 мая наша страна отмечает очередную годовщину освобождения белорусской земли от немецко-фашистских захватчиков. Это один из самых главных народных праздников.

 

 2: Более полувека прошло со дня Великой Победы, а мир помнит, и будет помнить вечно о тех далёких событиях, о суровых испытаниях и кровопролитных сражениях, через которые пришлось пройти нашему народу.

 

 1: И сегодня наш разговор о тех, на чьи маленькие, хрупкие плечи легла вся тяжесть суровых испытаний войны, о тех, чьё детство проходило в окопах, в землянках, подвалах под взрывами бомб и снарядов, о тех, чьё детство опалила война…

 

2: Итак, мы начинаем…

---------------------------------------------------------------------------------------------------

 (пока выходит следующая пара ведущих звучит музыкальный фрагмент)

 3: В ночь на 22 июня 1941 года войска фашистской Германии вероломно напали на нашу Родину. Это был сильный, страшный и жестокий враг. Солдат немецкой армии учили железному правилу:

«…убивай всякого, кто встретится на твоём пути: старика или женщину, мальчика или девочку, убивай. Этим ты спасёшь себя, свою семью и прославишься на века».

 

4: Фашисты разработали чудовищный план под названием «Ост», согласно которому, они собирались «расчистить» для себя жизненное  пространство на нашей земле. Для этого планировалось уничтожить 30 млн. человек славянского происхождения, а остальных превратить в своих рабов!

 

3: На одном из совещаний немецкий главнокомандующий Адольф Гитлер заявит: « Нам недостаточно разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и её народ».

 

4: И вот, предрассветную тишину разорвали залпы десятков тысяч орудий. Армады фашистских самолётов и танков ринулись на Восток. Вслед за ними шагали миллионы вымуштрованных гитлеровских убийц. Мирный труд советских людей оборвала война…

 

3: Кровавый путь фашистов был отмечен массовыми казнями, чудовищными издевательствами над людьми. На одной только белорусской земле изуверы посроили 260 концетрационных лагерей или «фабрик смерти», где планмерно уничтожались люди, а значит, реализовывался в жизнь бесчеловечный план «Ост».

 

4: Среди заключённых было много детей. Осенью 1942-ого в Брестской области было расстреляно 400 ребятишек. Их убивали вместе с родителями, группами и по одиночке. Их убивали в детдомах и больницах, заживо хороня в могилах, бросая в огонь. Закалывая штыками, отравляя их, производя над ними опыты, беря у них кровь для немецких солдат, бросая в тюрьмы и камеры, где дети  умирали от голода, пыток и болезней…

---------------------------------------------------------------------------------------

 чтец:               А мы не стали памяти перечить

                        И, вспомнив дни далёкие, когда

                        Упала нам на слабенькие плечи

                        Огромная не детская беда.

 

                        Была земля и жёсткой и метельной

                        Была судьба у всех людей одна

                               У нас и детства не было отдельно,

                               А были вместе детство и война  

 

5: Весь советский народ поднялся на борьбу с врагом. На смертный бой встала огромная страна. Десятки тысяч добровольцев ежедневно отправлялось на фронт. На територрии, занятой фашистами, разворачивалось партизанское народное движение. Уже на пятый день войны под Пинском был создан первый партизанский отряд под руководством Василия Захаровича Коржа.

 

6: Плечом к плечу со старшими братьями сражались совсем юные защитники родной земли. Они вместе со взрослыми развернули против фашистов, так называемую «рельсовую войну», взрывая сотни километров  железнодорожных путей, десятки мостов, пуская под откос тысячи вражеских эшелонов с войсками, оружием, боеприпасами, которые так и не дошли до фронта.

 

5: Жил во время войны в белорусской деревеньке Куритичи Петриковского района мальчик Витя Ситница. Летом 1941-ого он окончил 5-й класс, а в ноябре ушёл к партизанам. Его посылали на многие ответственные задания. Витя даже участвовал в подрыве вражеских эшелонов.

 

6: Жизнь юного партизана оборвалась в январе 43-его. После очередного задания Витя возвращался в деревню и столкнулся с фашистами. Один вступил с ними в бой. Его схватили только тогда, когда он, уже раненый, не мог удержать в руках автомат. Мальчика жестоко пытали, но он так и не выдал своих. За свой подвиг Витя Ситница посмертно награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

 

5:  И таких имён в истории подвига сотни, а возможно, и тысячи. Сколько их было таких юных партизан, подпольщиков, «сыновей полка» неизвестно. Ясно одно. Что они тоже ковали нашу великую Победу, хотя их место было не в воинском  строю, а за школьной партой.

-------------------------------------------------------------------------------------

1: « Всё для фронта, всё для победы!» - под таким лозунгом шла борьба ещё на одном фронте, в тылу, там где на заводах и фабриках, колхозах трудились, кто не попал на фронт. Прежде всего это были женщины и дети.

 

2: Они встали у станков на место своих мужей, отцов и старших братьев, ушедших на войну. Голодные, без сна и отдыха, они делали мины и снаряды для фронта, и каждый верил  что приближает победу своим трудом

 

1: Где было только можно, и как было только можно, помогали дети своим старшим товарищам.

видеофрагмент

 

2: А сейчас, тишина! В палате, где лежат раненые солдаты идёт концерт. Да, да не удивляйтесь. Сюда пришли ребята - ваши ровесники. Они читаютстихи, показывают сценки и даже распевают весёлые частушки:

/ девочки поют/

                   

                   Гитлер вздумал угоститься.

                   Чаю русского напиться.

                   Только зря позарился-

                   Кипятком ошпарился!

                

                    Гитлер ходит, тарабанит:

                  «Я живой ещё хожу,

                    Если голову отрубят,

                   Я полено привяжу»

 

                      Как я гляну на часы-

                      Половина пятого,

                      Всё-равно мы разобьём

                      Гитлера проклятого!

 

                      Из колодца вода льётся,

                      Вода - чистый леденец.

                      Наша армия дерётся-

                      Значит Гитлеру - конец!!!

 

1: Доктора в военных госпиталях отмечали, что после таких концертов раненые солдаты быстрее шли на поправку, ведь, как известно, улыбка и смех могут лечить не хуже лекарств.

 

2: Так, маленькие артисты вносили свою лепту в дело победы, делясь с фронтовиками частицей своего маленького, и в то же время большого сердца…

-------------------------------------------------------------------------------------

3: А сейчас мы с вами перенесёмся в блокадный Ленинград . Ещё в сентябре 41-ого фашисты прорвались к городу, но взять его так и не смогли. Началась осада самого красивого города страны, длившаяся 900 страшных дней и ночей, бомбёжек, голода  и отчаяния.  

 

 4: Запасы продовольствия были уничтожены вражеской авиацией,

Транспорт и водопровод не работали. В домах не было тепла и света. Начался страшный голод. Норма хлеба на человека была равна 125 г в сутки. 

 

/Звучит муз, фрагмент/

 

Чтец:

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет  души и сердца.

Перелистаем страницы этого трагического свидетельства ужасов войны.
28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.” А затем на его страницах стали появляться новые и новые записи: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942.

… Машинально Таня полистала

Свой немногословный дневничок,

Всё семейство Савичевых встало

Перед нею вновь на перечёт.

И она буквально по два слова

Пишет, как на крайней полосе

Савичевы умерли. И снова: умерли, и добавляет – все…

За окном – весеннее блистанье,

А она   сиротски занесла

В свой дневник: осталась одна Таня

Даже не проставила числа.

И к чему тут месяцы да числа,

Чей-то вздох,

И топот чьх-то ног,

Если вся душа во власти смысла

Человек на свете -  одинок…

 

3: Через  900 дней СА прорвёт блокадное кольцо. Но до этого счастливого дня не доживёт 641 803 человека, почти половина из них дети…

 

4: Вот и подошёл к концу наш разговор о детстве, которого не было…

 

3:  Уже более 60 лет мы живём в мире. Мы счастливое поколение и мы, живущие сегодня на земле, в ответе за сохранение этого мира.

                               О чём мечтают дети?

                               У нас мечта одна.

                               Пусть будет на планете

                               Мир, добрый как весна!  

 

4:                                      На планете сейчас неспокойно,

                                        Но мы верим в цветенье весны.

                                        Не нужны нам « звёздные войны»,

                                     Пусть нам снятся звёздные сны!

 

 

3: Ребята, вслушайтесь и представьте…Если бы мы захотели почтить одной минутой молчания каждого из погибших в войне Советских людей, то человечеству пришлось бы «онеметь» на 38 лет!

     Но всё - равно,  давайте встанем и почтим минутой молчания всех у кого война отняла детство, юность, жизнь….

 

 

Минута молчания

Разделы сайта